Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Технология и ремонт автомобиля

Этот материал посвящен процедуре инициализации и самодиагностики наиболее распространенных систем впрыска топлива и идентификации их кодов неисправностей.

Mitsubishi МPI

На панели приборов автомобилей, оборудованных данной системой впрыска топлива, установлена лампа индикации неисправностей CHECK ENGINE . Она загорается при наличии каких-либо ошибок в работе системы впрыска и указывает на необходимость проведения диагностики и устранения неисправности. В памяти электронного блока управления запоминается двухразрядный код ошибки, который может быть считан с помощью мульти-тестера или обычным аналоговым вольтметром постоянного тока с пределом измерения 25-30 вольт.

Стирание кодов ошибок в памяти ECU происходит при отключении питания. Если Вам нужно их стереть, необходимо при выключенном зажигании отключить плюсовую клемму аккумулятора на 10-15 сек. Соответственно самодиагностику нужно проводить не менее чем через 10-20 мин. эксплуатации автомобиля (лучше на разных нагрузках), после последнего отключения аккумулятора.

На автомобиле Lancer чтение кодов ошибок производится с помощью разьема установленного в подножном пространстве слева, рядом с коробкой предохранителей. Для этого мульти-тестер подключается к данному разьему. Далее необходимо следовать инструкции конкретного тестера. Для чтения кодов ошибок с помощью вольтметра, необходимо при выключенном зажигании подключить вольтметр к 1 выводу разьема (+) и 12 (масса). Обычно 12 вывод соединен с массой проводом с изоляцией черного цвета, однако лучше предварительно его прозвонить на массу. Плюсовой вывод (1) разьема диагностики расположен диагонально-противоположно. Подключения следует проводить при выключенном зажигании, в противном случае можно вывести из строя электронный блок управления.

Диагностика систем впрыска

Чтение кодов производится при включенном зажигании (не стартере). В момент включения зажигания стрелка вольтметра должна кратковременно отклониться. Затем ECU начнет выдавать коды ошибок - сначала более длительные импульсы (старший разряд кода), затем короткие импульсы (младший разряд). Вам следует записать количество импульсов и по таблице 1 определить направление поиска неисправности.
Наличие импульсов одной длительности (только короткие импульсы) соответствует отсутствию кодов ошибок сохраненных в памяти ECU. В этом случае при наличии неисправности, необходимо произвести пробную поездку длительностью не менее 10-15 мин. и повторить самодиагностику.

Если стрелка вольтметра отклонилась один раз и не возвратилась к нулю, значит неисправность присутствует в ECU.

После чтения кодов ошибок необходимо выключить зажигание, отключить тестер или вольтметр и приступить к устранению неисправности. После этого следует при выключенном зажигании отключить плюсовую клемму аккумулятора на время не менее 10-15 сек. и произвести пробную поездку. Затем следует повторить самодиагностику. Если кодов ошибок ECU не выдает, повторение вышеописанных операций не требуется, если получен новый код ошибки, то необходимо устранить следующую неисправность и повторить самодиагностику еще раз.

Следует отметить, что прочитанные коды ошибок не всегда однозначно указывают на неисправность какого-либо датчика или элемента системы впрыска. При диагностике системы впрыска необходимо сопоставлять данные ECU, конструктивную реакцию датчиков и конкретное поведение двигателя на холостом ходу и под нагрузкой.

№ 1. Таблица кодов ошибок ECU Mitsubishi MPI
11 Лямбда - зонд 25 Датчик давления воздуха
12 Измеритель воздушного потока 31 Датчик детонации
13 Термодатчик воздушного потока 36 Момент зажигания
14 Датчик положения дроссельной заслонки 41 Форсунки
15 Датчик положения коленвала 42 Топливный насос
21 Термодатчик охлаждающей жидкости 44 Катушка зажигания
22 Датчик углового положения коленвала код 36 соответствует только двигателю
23 Датчик ВМТ первого цилиндра код 42 может указывать и на неисправность реле управления
24 Датчик скорости автомобиля код 44 соответствует только 16-ти клапанному двигателю
код 15 соответствует только двигателю 1,5 л.  

 

Mono-Jetonic

В памяти электронного блока управления (ECU) Мопо-Jelonic может храниться только один код ошибки. Для определения всех кодов ошибок в текущий момент, необходимо сделать следующие операции. После устранения предыдущей неисправности, очистить память кодов. Произвести пробную эксплуатацию двигателя не менее 10-15 мин. Инициализировать режим самодиагностики и определить код ошибки. Выключить зажигание и отсоединить перемычку на разьеме диагностики. Данные операции следует повторять до того момента, пока ECU не выдаст код отсутствия ошибок (4-4-4-4).

Код ошибки из памяти ECU индицируется лампой неисправностей впрыска, которая находится на панели контрольных приборов. Для инициализации режима самодиагностики необходимо при прогретом и работающем на Х.Х. двигателе на разьеме диагностики (а если его нет, то желто-черный провод катушки зажигания) красный вывод соединить с «массой» на 5 сек. При этом должна замигать лампа неисправностей двигателя, которая индицирует текущий код ошибки. На атомобилях VW Passat разъем диагностики установлен под чехлом рычага переключения передач.

Код ошибки выводится в виде последовательности групп миганий контрольной лампы с интервалами межу группами в 2,5 сек. (когда лампа не горит). По четырехзначному коду ошибки и производится идентификация неисправности (см. таблицу 2). Если ошибок в системе не обнаружено, ECU выдаст код 4—4—4-4.

После вывода кода ошибки, контрольная лампа начнет мигать с постоянными интервалами в 2,5 сек. - это соответствует коду 0-0-0-0. Кстати, самодиагностику необходимо проводить не повышая оборотов двигателя, если двигатель не запускается, перед проверкой нужно включить стартер на 6 сек. и оставить зажигание включенным.

После обнаружения и устранения неисправности следует произвести очистку памяти кодов ошибок в ECU. Для очистки памяти необходимо выключить зажигание, соединить красный вывод разьема диагностики (или желто-черный провод катушки зажигания) с массой и включить зажигание. Через 5 сек. отключить перемычку от «массы». 

№2 Таблица кодов ошибок ECU Mono-Jetronic
1-1-1-1 Электронный блок управления 2-3-4-1 Предел регулирования по лямбда-зонду
2-1-2-1 Выключатель дроссельной заслонки 2-3-4-2 Лямбда-зонд
2-1-2-2 Датчик частоты вращения коленвала 2-3-4-3 Напряжение лямбда-зонда
2-2-1-2 Датчик положения дроссельной заслонки 4-4-4-4 Отсутствие ошибок в ECU
2-3-1-2 Термодатчик охлаждающей жидкости 0-0-0-0 Конец индикации кода ошибки
2-3-2-2 Термодатчик воздушного потока  

 

ЕСМ General Motors

На панели приборов автомобилей, оборудованных данной системой впрыска топлива, установлена лампа индикации неисправностей CHECK ENGINE . Она загорается при наличии каких-либо ошибок в работе системы впрыска и указывает на необходимость проведения диагностики и устранения неисправности. В памяти электронного блока управления запоминается двухразрядный код ошибки (12-99), который индицируется этой лампой при инициализации режима вывода кодов самодиагностики.

Стирание кодов ошибок в памяти ЕСМ происходит при отключении питания. Если Вам нужно их стереть, необходимо при выключенном зажигании отключить плюсовую клемму аккумулятора на 10-15 сек. Соответственно самодиагностику нужно проводить не менее чем через 10-20 мин. эксплуатации автомобиля (лучше на разных нагрузках), после последнего отключения аккумулятора.

Обратите внимание, что при отключении аккумулятора могут быть потеряны предустановки критичных дополнительных устройств (магнитола, сигнализация и т.д.). В этом случае можно просто отключить предохранитель электронного блока, если к данной цепи не подключены критичные устройства. В противном случае можно снять разьем с самого электронного блока. Кроме того, в ЕСМ будут потеряны коды коррекции и до их восстановления (до 30 минут эксплуатации) стоит воздержаться от динамичной езды и резких ускорений.

Для инициализации режима выдачи кодов диагностики необходимо при выключенном зажигании замкнуть между собой контакты «А» и «В» диагностического разьема или контакт «В» на корпус автомобиля и включить зажигание не запуская двигатель. Код неисправности высвечивается лампой CHECK ENGINE в последовательном виде - сначала старший разряд, затем (после паузы) младший (коды смотрите в таблице 3).

Например: вспышка, пауза, вспышка, вспышка будут соответствовать коду 12 - работоспособность самодиагностики. При инициализации данного режима, индикатор сначала три раза подряд выдаст код «12» и далее трижды каждый код неисправности. Если в начале теста не выводится код «12», значит неисправность в самом электронном блоке управления.

№3 Таблица кодов ошибок ЕСМ General Motors
13 Отсутствует сигнал лямбда-зонда (О2) 34 Низкий уровень сигнала датчика разрежения во впускном трубопроводе
14 Низкий уровень сигнала термодатчика охлаждающей жидкости 35 Ошибка сигнала частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого хода
15 Высокий уровень сигнала термодатчика охлаждающей жидкости 44 Обедненный состав топливной смеси (по сигналу О2)
21 Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки 45 Обогащенный состав топливной смеси (по сигналу О2)
22 Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки 51  Ошибка запоминающего устройства
23 Высокий уровень сигнала термодатчика всасываемого воздуха 53 Завышенное напряжение питания системы
24 Отсутствие сигнала скорости автомобиля 54 Ошибка октан-корректора
25 Низкий уровень сигнала термодатчика всасываемого воздуха 55 Ошибка электронного блока управления
22 Высокий уровень сигнала датчика разрежения во впускном трубопроводе т.к. система управления впрыском постоянно совершенствуется, в таблице могут отсутствовать некоторые коды неисправностей.

 

 

Сергей Симонов