Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Промывка форсунок, диагностика и ремонт инжектора

Существует целый набор самых необходимых сервисных операций, отсутствующих в перечне выполняемых работ многих техцентров. Причина тому - недостаточное знание вопроса руководством сервиса, слабая техническая подготовка персонала, нежелание тратить лишние средства на оборудование. Но именно отсутствие этих услуг зачастую не дает возможности провести действительно полноценный ремонт автомобиля. Наглядным примером может служить услуга по промывке форсунок. О том, почему это предложение должно быть в арсенале любой уважающей себя СТО и о том, какой метод промывки наиболее оптимален - в данном материале.

Впрыск и его проблемы

Нет нужды напоминать о «качестве» топлива, выпускаемого на всей необьятной территории бывшего Союза (сразу оговоримся, речь пойдет лишь о бензиновых двигателях, поскольку дизель - тема для отдельного разговора). Вынужденная переваривать бензин топливная система любого автомобиля, даже самых престижных марок, постоянно подвергается нелегким испытаниям. При работе двигателя она загрязняется не только твердыми частицами, банальной грязью, но и смолистыми и лаковыми отложениями. Основу этих отложений составляют содержащиеся в бензине сернистые и олефиновые соединения.

В случае использования такого топлива, чистить инжекторы рекомендуется уже через 15-30 тыс. км пробега, а многие автопроизводители и вовсе советуют менять форсунки через каждые 120-140 тыс. км, независимо от их технического состояния. Но следовать советам производителей «в слепую» не всегда уместно. Куда более оптимально сначала провести диагностику, и уже на ее основании решить, требуется ли «хирургическое вмешательство» или можно обойтись профилактическими мерами.

Причем откладывать решение обнаруженной проблемы крайне нежелательно. У засоренной форсунки уменьшается производительность, изменяются направление и форма факела распыла, возможно и полное прекращение впрыска. В результате - неравномерная подача топлива в цилиндры и недостаток топлива в переходных и мощностных режимах работы двигателя. Если форсунка «недоливает» и выдает обедненную смесь, то топливо в цилиндрах горит дольше, столп пламени попадает в выхлопной тракт, накаляется клапан и его раскаленный металл бьет седло.

Когда же форсунка «льет», идет переобогащение смеси, что чревато прочими тяжелыми последствиями: переобогащенная смесь вызывает выход из строя катализатора и смывает масляную пленку со стенок -выход из строя поршневой группы.

 

Ставим диагноз

При диагностике проблемы ни в коем случае нельзя доверяться только ощущениям мастера. Известно, что многие опытные умельцы определяют загрязненность форсунок исходя из рассказов клиента (рывки, стуки в двигателе и т.п., совсем необязательно связанные с самими форсунками) или на слух (заметим, что понять, какая именно из форсунок барахлит, на слух практически невозможно). Но все это лежит в области предположений. Определить истинную причину «недомогания» можно лишь на основании целого ряда объективных симптомов.

Загрязнение форсунок проявляется в снижении мощности двигателя, его приемистости, детонационных стуках при разгоне, неустойчивой работе на холостом ходу, проблемах при запуске (особенно в условиях низких температур), в калильном зажигании, в увеличенном расходе топлива и повышенной токсичности выхлопа. Также косвенными признаками засоренности форсунок могут быть: увеличенное время впрыска и разница выброса топлива в тесте с отключением зажигания. Для проверки действительного состояния дел в последнем случае рекомендуется или сразу промыть форсунки, или, демонтировав их, проверить на производительность, качество факела распыла и герметичность в закрытом состоянии.

Диагностика и промывка инжектора

Не отходя от капота

Перейдем непосредственно к технологии. Здесь у сервисмена всегда есть выбор - демонтировать или нет. Первый вариант затратнее и надежнее, второй, как водится, дешевле и проще, но не всегда эффективен.

Способ 1: промывка форсунок с помощью моющей присадки, добавляемой в топливный бак

Этот, пожалуй, самый простой способ позволяет промыть практически все компоненты топливной системы, смонтированные на бензомагистрали: бензобак, топливный насос, бензопроводы, топливную рампу, регулятор давления, сам форсунки. Но в этом кроется и недостаток метода, поскольку отложения и грязь, смытые из бензобака, бензопровода и бензофильтра могут еще больше загрязнить форсунки и клапан регулятора давления. К тому же, такая естественная промывка может использоваться только в качестве профилактической меры. В случае сильных загрязнений этот способ неэффективен.

Способ 2: мойка с применением специальных установок подачи моющего сольвента к топливной рампе

В этом случае промывка форсунок осуществляется в обход штатной топливоподающей системы: солвент не попадает в бензобак, топливный насос и топливопроводы. Мойку можно проводить с помощью одно-и двухконтурных установок. Первые подают сольвент только к топливной рампе, а двухконтурные задействуют еще и возвратную магистраль от рампы, поэтому позволяют дополнительно промыть регулятор давления: еще до начала процесса мойки форсунок моющий сольвент прокачивается по топливной рампе от штуцера подающей - к штуцеру возвратной бензомагистрали.

Перед тем, как использовать одноконтурную установку, нужно обязательно предварительно промыть топливную рампу. Если этого не сделать, то отложения, отслоившиеся под воздействием сольвента от стенок рампы, могут сильно засорить форсунки, что потребует последующей мойки форсунок с обязательным демонтажем или даже их замены.

Выбрав способ промывки без демонтажа форсунок, вы должны быть готовы к тому, что он не гарантирует результата и эффективен в 60-90% случаев. Если результата нет, то придется либо делать повторную промывку, либо мыть форсунки уже с демонтажом.

Есть у этого способа и свои плюсы. При промывке форсунок без демонтажа происходит такой полезный процесс, как очищение штоков впускных клапанов и камер сгорания от нагара. Следует помнить, что промывку нужно проводить либо на резервных свечах, либо свечи должны быть заменены на новые после промывки.

Промывка инжектора / промывка форсунок. Ультразвуковая чистка

Для того чтобы «наросты и отложения» отслоились с поверхности клапанов и стенок камеры сгорания, необходимо заглушить двигатель и прокрутить в холостую без искрообразования. В результате этого произойдет заполнение камеры сгорания и раскок-совка самой камеры и клапанов. При промывке без демонтажа диагност должен следить за температурой самого двигателя. Это связано с тем, что при промывке используется сольвент, который при сгорании выделяет больше тепла и это может привести к перегреву двигателя.

Отметим, что промывку форсунок без демонтажа можно проводить далеко не на всех автомобилях. Начиная с 2002-2003 годов выпуска, многие машины имеют другие - керамические - катализаторы, которые мгновенно забиваются смытыми отложениями, что практически всегда ведет к выходу катализаторов из строя. На автомобилях более старшего возраста метод промывки без демонтажа применяется, но имеет свои особенности. Диагност должен внимательно следить за температурой катализатора: когда катализатор забивается, в нем могут начать догорать остатки загрязнений не выходя через выхлопную трубу. В результате произойдет «спекание» сот катализатора, и он выйдет из строя. Поэтому во время промывки необходимо два раза заглушить двигатель, чтобы дать «откиснуть» застарелым загрязнениям.

Понятно, что отсутствие механических операций при промывке форсунок без демонтажа делает этот способ довольно простым и не сильно трудоемким. Но контроль качества проведенных работ может быть только косвенным. Провести фактическую диагностику можно лишь со снятием форсунок с автомобиля. Сделать промывку форсунок с демонтажем также можно двумя способами.

Промывка инжектора (форсунок) в Минске

Ультразвуковой контроль

Способ 3: проверка (опрессовка) форсунок на стенде

Проверка осуществляется на установках, имитирующих работу форсунок в двигателе на разных режимах. Такая установка позволяет проверить герметичность, факел распыла и производительность форсунок по цилиндрам. По результатам проверки производятся дальнейшие работы.

Способ 4: очистка в ультразвуковой ванне

Очистка форсунок в моющем сольвенте в ультразвуковой ванне. Это фактически сольвентная промывка на автомобиле, только с контролируемым результатом. Установка создает в находящемся внутри форсунки моющем сольвенте кавитацию: под воздействием звуковых волн воздушные микропузыри воздуха «взрываются» внутри сольвента, и ударная волна позволяет эффективно очистить отложения на внутренних поверхностях форсунки. Именно кавитация делает этот способ промывки очень эффективным. Во время очистки на форсунку подается сигнал на открытие-закрытие. Таким образом сольвент вымывает отложения из исполнительного элемента - иглы форсунки.

Недостаток же у этого способа, по сути, один: наибольшая стоимость установки и вероятность полной выбраковки форсунки после промывки.

После такой промывки обязательно надо повторить «этап 3» для выбраковки форсунок. Метод применим для форсунок без тефлонового покрытия.

Как мы уже сказали, ультразвуковые методы позволяют провести качественную диагностику и понять, дали ли проведенные работы необходимый результат. Диагност контролирует три ключевых параметра - качество факела распыла, производительность и герметичность.

Производительность определяется количеством прошедшего через каждую форсунку сольвента за определенный промежуток времени. Если форсунки не прошли контроль производительности на соответствие заводским параметрам или разность производительности форсунок более 5% (при отсутствии данных о требуемой производительности), то потребуется продолжение мойки или замена форсунок.

Герметичность форсунки проводится путем подачи в нее сольвента при давлении на 10% больше номинального и отсутствии управляющих импульсов. При этих условиях большинство производителей форсунок допускают появление «на поверхности» не более одной капли сольвента в минуту. Негерметичная форсунка может быть опять подвергнута промывке или выбраковывается, если повторные промывки не приводят к успеху.

Промывка форсунок в Минске

В поисках идеала

Вопрос о том, какой из способов промывки форсунок оптимален по соотношению «затраты/эффективность/качество», не имеет единого решения. Каждый случай уникален, а выбор нужно делать, исходя из оснащенности вашего сервиса, финансовых возможностей клиента и «диагноза» автомобиля.

Идеальной может быть комбинация нескольких методов: регулярное использование моющих присадок, добавляемых в бензобак, профилактическая промывка форсунок на двухконтурной установке без демонтажа через каждые 20-40 тыс. км и промывка с демонтажем через каж дые 110-120 тыс. км пробега.

Необходимо помнить, что на многих типах форсунок устанавливаются сменные фильтры тонкой очистки. Эти фильтры, а также съемные колпачки в рабочей части форсунок, после промывки рекомендуется сменить на новые, какой бы способ чистки форсунок вы не выбрали.

Кроме того, для закрепления результата рекомендуется дополнительная промывка бензобака, бензопроводов и топливной рейки. Если этого не сделать и топливоподающие магистрали останутся грязными, то в короткий срок форсунки опять засорятся и недовольный клиент окажется на вашем пороге.

 

Предупрежден = доволен

Первое, что должен сделать любой мастер перед началом работ по очистке форсунок - это поговорить с клиентом. Клиенту нужно четко и доходчиво объяснить, что промывка форсунок - это не панацея, а всего лишь необходимая и полезная профилактика.

Утверждать, что все проблемы топливоподающей системы будут решены по мановению этой «волшебной палочки», нельзя, иначе убежденный в обратном клиент через какое время будет вправе предъявить вашему сервису претензии к качеству ремонта. Клиент должен знать, что промывка форсунок - это в своем роде «физзарядка» для топливоподающей системы, но если она не решит имеющихся проблем, то потребуется более глубокий ремонт.


Юрий Чаплей