Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

CVT - трансмиссия с плавно изменяемым передаточным числом

В последние годы все чаще слышно об автомобилях, оснащенных клиноременными вариаторами (CVT). Аббревиатура расшифровывается следующим образом: CVT - то есть Continuously Variable Transmission, что можно перевести как трансмиссия с плавно изменяемым передаточным числом. Этот тип трансмиссии устанавливают на автомобили различных марок. Рассмотрим принцип работы и те преимущества, которые дает такая трансмиссия на примере разработок компании Nissan.

CVT - трансмиссия с плавно изменяемым передаточным числом

Nissan лидирует в мире по разработке коробок передач с непрерывно изменяющимся передаточным числом - CVT (фирменное название - Нурег CVT). На выпускаемую в Англии модель Micra коробка передач CVT устанавливается с 1992 года. Однако CVT, устанавливаемая на автомобили сегмента D с 1997 года - открытие совершенно нового поля деятельности. Этой трансмиссией начали оснащать модели Primera. Bluebird, Avenir с 1 .в и 2-х литровыми двигателями. Эти автомобили - не только первые авто из сегмента О, на которые устанавливается CVT. но и первые в мире автомобили с двухлитровым двигателем и такой коробкой передач.

Вариатор CVT предоставляет водителю возможность выбора режимов движения, аналогичных обыкновенным автоматическим коробкам: P-R-N-D-L. 8 коробке CVT М-6 с возможностью выбора фиксированных передаточных отношений справа от традиционной прорези находится еще одна, по которой рычаг селектора может перемещаться к знакам «плюс- или «минус», означающих повышение или понижение передачи.

При рычаге селектора, находящемся в этой прорези, водитель может пользоваться одним из шести зафиксированных передаточных чисел. Этот рычаг можно просто двигать вперед - назад для переключения на повышающую или понижающую передачу. Новая коробка передач CVT М-6 предлагает водителю больше возможностей при выборе режима движения: спокойное, расслабленное при автоматическом режиме или более динамичное при ручном.

CVT предпочтительней обычной автоматической трансмиссии, так как проще, экономичнее и совершеннее. Как и обыкновенная автоматическая коробка, CVT позволяет водителю не напрягаться выбирая передачи. Но вместо ее фиксированных передаточных чисел CVT самостоятельно выбирает передачу из бесконечного их количества в соответствии с условиями движения и режимом, выбранным водителем.

Использование традиционной автоматической коробки ведет к повышенному расходу топлива вследствие потерь на внутреннее трение и скольжение в постоянно вращающихся частях планетарных редукторов, к тому же включение и выключение передач может вызывать такие же рывки, как при неудачном переключении передач в ручной трансмиссии.

В CVT планетарные редукторы и связывающие их элементы заменены двумя шкивами переменного диаметра, связанными сегментированным стальным ремнем. Один из шкивов является ведущим (приводимым во вращение двигателем), а другой - ведомым, от которого идет привод на колеса. Привод включается через электромагнитное сцепление. Система настроена на оптимальное использование режима работы двигателя и обеспечивает идеальную плавность при изменении передаточного числа.

CVT - трансмиссия с плавно изменяемым передаточным числом

Чтобы использовать больший крутящий момент двухлитрового двигателя, в новой CVT использован более широкий и крепкий стальной ремень, а система управнения шкивами работает под более высоким давлением жидкости в магистрали. Привод ведущего шкива регулируется гидротрансформатором, сходным с обычными автоматическими трансмиссиями, вместо электромагнитного сцепления. Этот гидротрансформатор позволяет автомобилю, оснащенному новой CVT, медленно двигаться при отпущенной тормозной педали, что облегчает парковку и троганье на подъемах.

Чтобы предотвратить традиционный для гидротрансформатора повышенный расход топлива, Nissan разработал изолирующий его блокирующий механизм. Благодаря ему разница в расходе топлива автомобилей с ручной трансмиссией и CVT или CVT М-6 очень мала. Поэтому водитель, остановивший выбор на любой из этих трансмиссий, может пользоваться всеми преимуществами обыкновенной автоматической коробки передач, совмещая их с совершенством и низким расходом топлива CVT.

Как и все системы новой трансмиссии, блокировка гидротрансформатора, выполняющего роль сцепления, контролируется электроникой. Контрольный блок CVT управляет всеми ее функциями и узлами: гидротрансформатором, гидравлическим масляным насосом, собственно переключением передач, включая заднюю, а также ручным режимом работы CVT М-6.

CVT - трансмиссия с плавно изменяемым передаточным числом

Активированный селектором, ручной режим CVT М-6 выбирает одно из шести заранее запрограммированных передаточных чисел. Пять из них близки к передаточным числам обыкновенной ручной коробки передач, шестое - оптимально подобрано для экономичного движения на высокой скорости. Далее водитель переключает передачи простыми движениями селектора вперед - назад. Например, при включенной пятой передаче, что высвечивается на специальной шкале панели приборов, два движения селектора назад означают переход на третью передачу, одно вперед - на шестую.

Система разрабатывалась вместе с новыми двигателями и шасси автомобиля на дорогах Великобритании, Европы и Японии. Время переключения передач оптимизировано и значительно быстрее времени переключения на ручной коробке. На автомобиле, оборудованном CVT М-6, водитель столь быстро и плавно переключает передачи, особенно понижающие, потому что ему не нужно подстраиваться под обороты двигателя и нажимать педаль сцепления.

Как альтернатива, стандартная CVT имеет спортивный режим, управляемый кнопкой на селекторе. В этом режиме трансмиссия работает в районе оборотов двигателя, при которых достигается максимальная мощность и, как следствие, более быстрый разгон и торможение двигателем. Спортивный режим впервые появился на данном вариаторе CVT.

В заключение отметим, что CVT является куда более совершенным типом трансмиссии по сравнению с традиционными автоматическими коробками передач. Совершенство проявляется в лучшей динамике разгона, меньшем расходе топлива, более плавной езде автомобилей, оснащенных клиноременными вариаторами. И в тоже время CVT проще по конструкции, чем традиционные автоматы.

 

Как знать, может, в недалеком будущем, автомобили, оснащенные CVT, полностью вытеснят обычные "автоматы» и сильно потеснят «механику»?