Обслуживание системы турбонаддува, снятие и установка турбокомпрессора - все эти простые, но трудоемкие операции постоянно приходится выполнять работникам автосервиса. Мы предлагаем вашему вниманию краткую инструкцию по обслуживанию системы турбонаддува, которая может быть полезной в повседневной работе.
![]() |
Рис. 1. Детали установки турбокомпрессора: |
Схема установки турбокомпрессора, изображенная на рисунке 1, поможет вам при его монтаже. Порядок выполнения работ следующий. Сначала снимите сборку промежуточного охладителя. Затем опорожните систему охлаждения двигателя, после чего отсоедините от турбокомпрессора воздуховод и воздухозаборник. Затем отсоедините вакуумные шланги от турбокомпрессора (рис. 2) и диафрагмы привода перепускного клапана сброса давления. После этого снимите охлаждающий воздуховод (рис. 3) и отсоедините от турбокомпрессора центральную трубу системы выпуска отработавших газов. При отпускании крележа постарайтесь не погнуть тягу привода перепускного клапана! Затем снимите центральную секцию системы выпуска отработавших газов и нижнюю крышку турбокомпрессора.
![]() |
Рис. 2. Схема подключения вакуумных шлангов: |
Порядок выполнения операции по снятию турбокомпрессора, изображенный на рисунке 4, включает в себя такие операции. Отдайте гайки крепления турбокомпрессора к впускному трубопроводу и отпустите крепеж, после чего отсоедините трубку подачи масла от турбокомпрессора и головки цилиндров. Затем ослабьте хомуты и отсоедините турбокомпрессора трубки охладительного тракта. Отпустите хомут крепления дренажной трубки со стороны головки цилиндров и приподнимите турбокомпрессор, высвободив дренажную трубку. Установка производится в обратном порядке, - проследите за надежностью крепления вакуумных шлангов и соблюдением требований к усилиям затягивания резьбовых соединений.
![]() |
Рис. 3. Демонтаж охлаждающего воздуховода |
Порядок выполнения проверки перепускного клапана сброса давления таков. Проверьте состояние и надежность подсоединения шлангов, установленных между перепускным клапаном, турбокомпрессором и управляющим электромагнитным клапаном. Отсоедините вакуумный шланг от диафрагмы привода перепускного клапана, - сразу же закупорьте открытый конец шланга. Вместо шланга подсоедините ручной воздушный насос и создайте на диафрагме давление в 73,6-88,3 кПа. Удостоверьтесь в перемещении приводной тяги клапана. Во избежание повреждения диафрагмы не создавайте на ней давление сверх указанного!
![]() |
Рис. 4. Порядок снятия турбокомпрессора |
Порядок выполнения проверки давления наддува (рис. 5) следующий. Отсоедините вакуумный шланг от клапана переключения давления и на его место подсоедините манометр. Разверните манометр таким образом, чтобы его показания можно было считывать с водительского места. Отсоедините от управляющего электромагнитного клапана оба подведенных к нему шланга и соедините их между собой. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры, разгоните его путем полного открывания дроссельной заслонки до оборотов около 3600 в минуту и считайте показание манометра. Номинальное значение составляет 66,7-86,6 кПа. При превышении верхней границы допустимого диапазона проверьте состояние и надежность крепления шлангов управления приводом перепускного клапана, - не исключена также вероятность заклинивания клапана в закрытом положении. Чрезмерно низкое давление является признаком неисправности турбокомпрессора.
![]() |
Рис. 5. Проверка давления наддува: |
Порядок выполнения проверки состояния компрессора состоит в том, чтобы при чрезмерном расходе масла снять центральную трубу системы выпуска отработавших газов и внимательно осмотрите колесо турбины. Наличие на лопастях значительных сажистых отложений, равно как и потеки масла между улиткой и корпусом подшипников, свидетельствует об утечках масла со стороны турбины.
Наличие масляных потоков со стороны компрессора вовсе не обязательно является признаком утечек, - не исключено, что это всего лишь результат конденсации масла из картерных газов системы PCV. К развитию утечек обычно ведет износ вала компрессора или его подшипников, - снимите турбокомпрессор с двигателя и произведите измерение люфтов его вала (рис. 6). В случает если результаты измерений отличаются от номинальных значений (0.09 мм: для осевого люфта и 0.17 мм: для радиального люфта), замените сборку турбокомпрессора.
Разборка и последующая регулировка турбокомпрессора связаны со значительными трудностями. При снятии сборки старайтесь не допускать попадания внутрь грязи, мусора и посторонних предметов!
![]() |
Рис. 6. Измерение люфтов ТКР |
При обнаружении признаков развития утечек масла из подающей трубки следует заменить устанавливаемые под полый болт штуцерного соединения уплотни-тельные шайбы (рис. 7). Проследите, чтобы после замены шайб болт был затянут с требуемым усилием (14,7-17,7 Нм).
Осмотрите корпус турбокомпрессора на наличие признаков развития утечек охлаждающей жидкости. В случае необходимости замените дефектную прокладку или шланг. Требуемое усилие затягивания полого болта штуцерного соединения трубки водяной рубашки составляет 22-25 Нм.
![]() |
Рис. 7. Штуцер подачи масла |
Порядок выполнения операций при демонтаже интеркулера следующий. Снимите крышку с бачка охладителя и выверните сливную пробку, чтобы выпустить охлаждающую жидкость (рис. 8). На рис. 8 об-значение 1 - это сливная пробка, а 2 - виниловый шланг. После этого отсоедините шланги подвода охлаждающей жидкости (рис. 9) и выверните болты крепления охладителя. Затем снимите перепускной воздушный клапан и удалите хомуты с обеих сторон воздуховодов (у турбокомпрессора и охладителя), после чего снимите охладитель, одновременно демонтируя воздуховоды (рис. 10).
![]() |
Рис. 8. Слив охлаждающей жидкости |
Порядок выполнения операций при демонтаже радиатор интеркулера следующий. Снимите декоративную решетку радиатора и передний бампер. Опорожните систему охлаждения и отпустите крепежные хомуты и отсоедините от радиатора шланги. После этого выверните два крепежных болта и снимите радиаторную сборку (рис. 11).
![]() |
Рис. 9. Шланги подвода охлаждающей жидкости |
Порядок выполнения операций при демонтаже насоса интеркулера таков. Опорожните систему охлаждения и снимите левое переднее колесо и локер защиты колесной арки. Работая в двигательном отсеке, отдайте гайки крепления опорного кронштейна насоса промежуточного охладителя. Выверните крепежные болты и снимите резиновые подушки опор крепления насоса к кузову. Отсоедините от насосной сборки электропроводку и отпустите крепежный хомут, после чего отсоедините от насоса шланг.
![]() |
Рис. 10. Демонтаж охладителя |
Внимательно осмотрите трубки теплообменника радиатора на наличие трещин, деформаций и прочих механических повреждений. Проверьте, не погнуты ли ламели оребрения теплообменника. Натяните на соединительные патрубки насосной сборки шланги и опустите их в емкость с водой. Подайте на электромотор привода насоса питание от батареи (12 В) и удостоверьтесь, что жидкость циркулирует нормально (рис. 12).
Установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов. Проследите, чтобы все резьбовые соединения были затянуты с требуемым усилием (рис. 13).
![]() |
Рис. 11. Детали крепления насоса интеркулера: |
Порядок выполнения заправки тракта интеркулера турбонаддува изображен на рис. 14 и выглдяит следующим образом. Подсоедините к охладителю входной и выходной воздуховоды, закрепите рукава хомутами. Заведите входной воздуховод на турбокомпрессор, выходной - на корпус дросселя. Надежно затяните крепежные хомуты. Закрепите сборку охладителя на опорных стойках. Подсоедините к теплообменнику водяные шланги. Установите перепускной воздушный клапан. Проследите, чтобы весь крепеж был затянут с требуемым усилием {рис. 15). Снимите крышку с бачка системы и ослабьте пробку выпуска воздушных пробок справа вверху на радиаторе охладителя. Продолжайте медленно заливать охлаждающую жидкость до тех пор, пока она не начнет сочиться через пробку выпуска воздушных пробок. Затяните пробку. Рабочий объем системы составляет около 1.9 л.
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 12. Схема проверки трубок теплообменника |
Рис. 14. Заправка тракта интеркулера турбонаддува: |
Рис. 15. Усилия затяжки крепежей |
![]() |
Рис. 13. Детали установки насоса и радиатора интеркулера: |