Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Ответственность масла

Нынче мало кто задумывается о назначении системы смазки классического двигателя внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля и о том, какую роль в ней играет моторное масло. Оказывается, в этой системе возможны поломки, которые могут привести к необходимости капитального ремонта двигателя. Можно ли этого избежать?

Чем современнее становятся двигатели, тем больше функций возлагают на моторное масло. Если в начале эпохи ДВС оно должно было только обеспечивать смазку шеек коленвала, отвод тепла и продуктов износа из зоны трения, то позже на него «повесили" также смазку цилиндров и деталей газораспределительного механизма, а сегодня еще и сделали ответственным за выполнение управляющих функций, точнее, масло стало гидравлической рабочей жидкостью того или иного исполнительного механизма -например, системы изменения фаз газораспределения.

Моторное масло

Борясь за снижение выбросов СО2 в атмосферу, свойства моторных масел усовершенствовали для получения меньшего расхода на угар (особенно для моторов с впрыском бензина прямо в камеру сгорания) и обеспечения эффективной смазки в условиях уменьшенных зазоров в цилиндро-поршневом сопряжении (энергосберегающие масла с пониженной вязкостью). Тем не менее, как показывает практика, условия работы системы смазки ДВС настолько разнообразны, что даже точный подбор масел не всегда способен исключить воздействие различных негативных факторов, способных сократить ресурс тех или иных узлов и систем двигателя. Можно ли этому противостоять? Можно, если знать природу возникновения негативных факторов и вовремя провести профилактику болезни. А для этого заглянем в те зоны, где на моторное масло возлагается большая ответственность, и найдем причины сокращения ресурса двигателя.

КОЛЕНВАЛ

Задиры на вкладышах коленвала

Что делает масло в коленчатом валу? В этой важной детали двигателя автомобиля, которая преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное, масло выполняет функцию гидроподшипника. Проще говоря, между вращающейся деталью и неподвижной (коренной опорой) или частично подвижной (шатунной опорой) имеется зазор, в котором благодаря давлению масла в системе смазки создается масляный клин. т. е. функцию шариков в этом подшипнике выполняет масло. К шатунным шейкам оно попадает по каналам коленвала, берущим начало в коренных шейках. А к ним - по каналам блока цилиндров. Так как коленвал совершает вращательное движение, его каналы в какой-то степени начинают выполнять функцию центробежного масляного фильтра. Тоесть под действием центробежных сил на их стенках откладываются продукты износа двигателя и прочего.

Со временем накапливается много грязи и проходное сечение этих каналов уменьшается настолько, что шатунный подшипник начинает испытывать
масляное голодание. В результате - перегрев, интенсивный износ шатунных вкладышей и шеек, а затем и стук двигателя. Говорят - застучал двигатель, а это дорогостоящий ремонт. Интенсивное загрязнение данных каналов может происходить из-за применения некачественного или не соответствующего двигателю масла, при регулярной эксплуатации мотора в интенсивных режимах и несвоевременной замене масла.

Все это часто приводит к повышенному срабатыванию рабочих поверхностей деталей, продукты износа которых и попадают в масло. Самые мелкие не отфильтровываются, а циркулируют по системе смазки, откладываясь в определенных местах.

ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА

Моторное масло

Здесь на моторное масло возложена ответственность за снижение износа цилиндров, поршней, а также их компрессионных и маслосьемных колец. Интересно, что на поверхности цилиндров масло попадает благодаря разбрызгиванию через форсунки в нижней головке шатуна или в нижней части блока цилиндров.

Попадая на стенки цилиндров, оно снижает трение в цилиндро-поршневом сопряжении и попутно обеспечивает свободу перемещения компрессионных и маспосъемных колец, от которых, соответственно, зависит величина компрессии и расход масла на угар. Однако со временем в этой зоне ответственности моторного масла из-за появления различного рода отложений (лаковых, продуктов сгорания) в канавках, где -обитает» поршневые кольца, возможно их подклинивание. По этой причине при перемещении поршня они не способны постоянно обеспечивать плотное прилегание к стенкам цилиндра, в результате чего падает компрессия, т. е. снимается мощность двигателя, растет расход топлива,повышается масляный аппетит.

При очень большом загрязнении кольца могут заклинить настолько, что компрессия упадет до критичных допусков, а иногда заклинивание колец может привести к задирам на поверхности цилиндров. В обоих случаях требуется дорогостоящий ремонт двигателя.

ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ

Газораспределительный механизм

В газораспределительном механизме зон ответственности гораздо больше, особенно в современных моторах. Здесь масло обеспечивает смазку шеек и кулачков распредвала, клапанов и их направляющих, может выполнять функцию гидрожидкости для передачи усилия. Именно в последнем случае часто возникают неполадки.

В первую очередь следует упомянуть гидрокомпенсаторы тепловых зазоров клапанов. Во многих конструкциях моторов они применяются давно. Принцип их работы основан на использовании свойства несжимаемости жидкости, в том числе и моторного масла. Гидрокомпенсатор поглощает зазор между кулачком распредвала и клапаном (через рокер, коромысло или штангу) при разных тепловых режимах работы двигателя.

Данный узел состоит из двух частей, образующих обьем, куда из смазочной системы по специальным каналам нагнетается масло. Эти каналы со временем также могут -эакоксовываться, и тогда гидрокомпенсатор перестает работать. Иногда его заклинивает при открытом клапане, что приводит к выбиванию клапана поршнем. При этом разрушается сам гидрокомпенсатор и возможны трещины в головке блока цилиндров. Вероятны масляные проблемы и с гидронатяжителями, обеспечивающими натяжку ремней и цепей привода распредвалов. Их каналы также забиваются, что может стать причиной поломки ГРМ с печальными последствиями - разрушением головки блока цилиндров. При наличии в ГРМ механизма изменения фаз газораспределения грязь может спровоцировать отказ или нарушение его работы. Поэтому при поиске виновника пропажи тяги на низких или высоких оборотах обратите внимание на этот механизм.