Этот материал посвящен процедуре инициализации и самодиагностики наиболее распространенных систем впрыска топлива и идентификации их кодов неисправностей.
На панели приборов автомобилей, оборудованных данной системой впрыска топлива, установлена лампа индикации неисправностей CHECK ENGINE . Она загорается при наличии каких-либо ошибок в работе системы впрыска и указывает на необходимость проведения диагностики и устранения неисправности. В памяти электронного блока управления запоминается двухразрядный код ошибки, который может быть считан с помощью мульти-тестера или обычным аналоговым вольтметром постоянного тока с пределом измерения 25-30 вольт.
Стирание кодов ошибок в памяти ECU происходит при отключении питания. Если Вам нужно их стереть, необходимо при выключенном зажигании отключить плюсовую клемму аккумулятора на 10-15 сек. Соответственно самодиагностику нужно проводить не менее чем через 10-20 мин. эксплуатации автомобиля (лучше на разных нагрузках), после последнего отключения аккумулятора.
На автомобиле Lancer чтение кодов ошибок производится с помощью разьема установленного в подножном пространстве слева, рядом с коробкой предохранителей. Для этого мульти-тестер подключается к данному разьему. Далее необходимо следовать инструкции конкретного тестера. Для чтения кодов ошибок с помощью вольтметра, необходимо при выключенном зажигании подключить вольтметр к 1 выводу разьема (+) и 12 (масса). Обычно 12 вывод соединен с массой проводом с изоляцией черного цвета, однако лучше предварительно его прозвонить на массу. Плюсовой вывод (1) разьема диагностики расположен диагонально-противоположно. Подключения следует проводить при выключенном зажигании, в противном случае можно вывести из строя электронный блок управления.
Чтение кодов производится при включенном зажигании (не стартере). В момент включения зажигания стрелка вольтметра должна кратковременно отклониться. Затем ECU начнет выдавать коды ошибок - сначала более длительные импульсы (старший разряд кода), затем короткие импульсы (младший разряд). Вам следует записать количество импульсов и по таблице 1 определить направление поиска неисправности.
Наличие импульсов одной длительности (только короткие импульсы) соответствует отсутствию кодов ошибок сохраненных в памяти ECU. В этом случае при наличии неисправности, необходимо произвести пробную поездку длительностью не менее 10-15 мин. и повторить самодиагностику.
Если стрелка вольтметра отклонилась один раз и не возвратилась к нулю, значит неисправность присутствует в ECU.
После чтения кодов ошибок необходимо выключить зажигание, отключить тестер или вольтметр и приступить к устранению неисправности. После этого следует при выключенном зажигании отключить плюсовую клемму аккумулятора на время не менее 10-15 сек. и произвести пробную поездку. Затем следует повторить самодиагностику. Если кодов ошибок ECU не выдает, повторение вышеописанных операций не требуется, если получен новый код ошибки, то необходимо устранить следующую неисправность и повторить самодиагностику еще раз.
Следует отметить, что прочитанные коды ошибок не всегда однозначно указывают на неисправность какого-либо датчика или элемента системы впрыска. При диагностике системы впрыска необходимо сопоставлять данные ECU, конструктивную реакцию датчиков и конкретное поведение двигателя на холостом ходу и под нагрузкой.
11 Лямбда - зонд | 25 Датчик давления воздуха |
12 Измеритель воздушного потока | 31 Датчик детонации |
13 Термодатчик воздушного потока | 36 Момент зажигания |
14 Датчик положения дроссельной заслонки | 41 Форсунки |
15 Датчик положения коленвала | 42 Топливный насос |
21 Термодатчик охлаждающей жидкости | 44 Катушка зажигания |
22 Датчик углового положения коленвала | код 36 соответствует только двигателю |
23 Датчик ВМТ первого цилиндра | код 42 может указывать и на неисправность реле управления |
24 Датчик скорости автомобиля | код 44 соответствует только 16-ти клапанному двигателю |
код 15 соответствует только двигателю 1,5 л. |
В памяти электронного блока управления (ECU) Мопо-Jelonic может храниться только один код ошибки. Для определения всех кодов ошибок в текущий момент, необходимо сделать следующие операции. После устранения предыдущей неисправности, очистить память кодов. Произвести пробную эксплуатацию двигателя не менее 10-15 мин. Инициализировать режим самодиагностики и определить код ошибки. Выключить зажигание и отсоединить перемычку на разьеме диагностики. Данные операции следует повторять до того момента, пока ECU не выдаст код отсутствия ошибок (4-4-4-4).
Код ошибки из памяти ECU индицируется лампой неисправностей впрыска, которая находится на панели контрольных приборов. Для инициализации режима самодиагностики необходимо при прогретом и работающем на Х.Х. двигателе на разьеме диагностики (а если его нет, то желто-черный провод катушки зажигания) красный вывод соединить с «массой» на 5 сек. При этом должна замигать лампа неисправностей двигателя, которая индицирует текущий код ошибки. На атомобилях VW Passat разъем диагностики установлен под чехлом рычага переключения передач.
Код ошибки выводится в виде последовательности групп миганий контрольной лампы с интервалами межу группами в 2,5 сек. (когда лампа не горит). По четырехзначному коду ошибки и производится идентификация неисправности (см. таблицу 2). Если ошибок в системе не обнаружено, ECU выдаст код 4—4—4-4.
После вывода кода ошибки, контрольная лампа начнет мигать с постоянными интервалами в 2,5 сек. - это соответствует коду 0-0-0-0. Кстати, самодиагностику необходимо проводить не повышая оборотов двигателя, если двигатель не запускается, перед проверкой нужно включить стартер на 6 сек. и оставить зажигание включенным.
После обнаружения и устранения неисправности следует произвести очистку памяти кодов ошибок в ECU. Для очистки памяти необходимо выключить зажигание, соединить красный вывод разьема диагностики (или желто-черный провод катушки зажигания) с массой и включить зажигание. Через 5 сек. отключить перемычку от «массы».
1-1-1-1 Электронный блок управления | 2-3-4-1 Предел регулирования по лямбда-зонду |
2-1-2-1 Выключатель дроссельной заслонки | 2-3-4-2 Лямбда-зонд |
2-1-2-2 Датчик частоты вращения коленвала | 2-3-4-3 Напряжение лямбда-зонда |
2-2-1-2 Датчик положения дроссельной заслонки | 4-4-4-4 Отсутствие ошибок в ECU |
2-3-1-2 Термодатчик охлаждающей жидкости | 0-0-0-0 Конец индикации кода ошибки |
2-3-2-2 Термодатчик воздушного потока |
На панели приборов автомобилей, оборудованных данной системой впрыска топлива, установлена лампа индикации неисправностей CHECK ENGINE . Она загорается при наличии каких-либо ошибок в работе системы впрыска и указывает на необходимость проведения диагностики и устранения неисправности. В памяти электронного блока управления запоминается двухразрядный код ошибки (12-99), который индицируется этой лампой при инициализации режима вывода кодов самодиагностики.
Стирание кодов ошибок в памяти ЕСМ происходит при отключении питания. Если Вам нужно их стереть, необходимо при выключенном зажигании отключить плюсовую клемму аккумулятора на 10-15 сек. Соответственно самодиагностику нужно проводить не менее чем через 10-20 мин. эксплуатации автомобиля (лучше на разных нагрузках), после последнего отключения аккумулятора.
Обратите внимание, что при отключении аккумулятора могут быть потеряны предустановки критичных дополнительных устройств (магнитола, сигнализация и т.д.). В этом случае можно просто отключить предохранитель электронного блока, если к данной цепи не подключены критичные устройства. В противном случае можно снять разьем с самого электронного блока. Кроме того, в ЕСМ будут потеряны коды коррекции и до их восстановления (до 30 минут эксплуатации) стоит воздержаться от динамичной езды и резких ускорений.
Для инициализации режима выдачи кодов диагностики необходимо при выключенном зажигании замкнуть между собой контакты «А» и «В» диагностического разьема или контакт «В» на корпус автомобиля и включить зажигание не запуская двигатель. Код неисправности высвечивается лампой CHECK ENGINE в последовательном виде - сначала старший разряд, затем (после паузы) младший (коды смотрите в таблице 3).
Например: вспышка, пауза, вспышка, вспышка будут соответствовать коду 12 - работоспособность самодиагностики. При инициализации данного режима, индикатор сначала три раза подряд выдаст код «12» и далее трижды каждый код неисправности. Если в начале теста не выводится код «12», значит неисправность в самом электронном блоке управления.
13 Отсутствует сигнал лямбда-зонда (О2) | 34 Низкий уровень сигнала датчика разрежения во впускном трубопроводе |
14 Низкий уровень сигнала термодатчика охлаждающей жидкости | 35 Ошибка сигнала частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого хода |
15 Высокий уровень сигнала термодатчика охлаждающей жидкости | 44 Обедненный состав топливной смеси (по сигналу О2) |
21 Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки | 45 Обогащенный состав топливной смеси (по сигналу О2) |
22 Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки | 51 Ошибка запоминающего устройства |
23 Высокий уровень сигнала термодатчика всасываемого воздуха | 53 Завышенное напряжение питания системы |
24 Отсутствие сигнала скорости автомобиля | 54 Ошибка октан-корректора |
25 Низкий уровень сигнала термодатчика всасываемого воздуха | 55 Ошибка электронного блока управления |
22 Высокий уровень сигнала датчика разрежения во впускном трубопроводе | т.к. система управления впрыском постоянно совершенствуется, в таблице могут отсутствовать некоторые коды неисправностей. |
Сергей Симонов