Диагностика амортизаторов - часть сложного процесса определения работоспособности и состояния подвески автомобиля.
Для диагностики состояния амортизаторов используется специальное измерительное оборудование, контролирующее степень износа или повреждений отдельных частей разобранного амортизатора. Можно применять и шок-тестеры, позволяющие наиболее практичным путем протестировать подвеску за несколько минут. Возможен сравнительный контроль езды на новом автомобиле того же типа.
Наиболее заметные дефекты определяются при визуальном контроле автомобиля: следы масла на корпусе амортизатора, изношенные ограничители хода, характерный рисунок протектора - все эти признаки заметны невооруженным взглядом.
Бытующие проверки методом раскачивания автомобиля и ручной растяжки амортизаторов не дают достоверных данных о состоянии подвески, ее отдельных узлов и агрегатов.
Диагностика амортизаторов в целях выявления дефектов и неисправностей проводится по трем основным направлениям: определение причин негерметичности, появление шумов при работе, появление силовых повреждений.
Поверхностная диагностика нарушений герметичности не всегда может вскрыть истинные причинны повреждения. Т.н. «запотевание» амортизатора -обычное явление, более того, это необходимо для смазки штока поршня. Диагностика мокрого амортизатора, например, после дождя, может вообще исказить картину его состояния. Поэтому все операции осуществляются на сухом амортизаторе. Порой достаточно провести по его корпусу сухим пальцем, чтобы получить первую информацию о состоянии узла. Если палец остается сухим, с амортизатором все в порядке.
Причина: при каждом ходе шток поршня забирает из рабочей камеры немного масла для смазки. Результат: на сухом и без наличия пыли амортизаторе можно увидеть масляный конденсат («туман»). Примечание: это не является свидетельством неисправности амортизатора. При более длительном времени эксплуатации подобный масляный конденсат («туман») может быть заметен на трети корпуса.
Причина: уплотнение штока поршня сильно изношено вследствие большого пробега, большой нагрузки, попадания песка или дорожной грязи. Результат: утечка масла и снижение амортизационных свойств.
Причина: на амортизатор было нанесено антикоррозийное средство или консервирующий воск. Результат: нарушается отвод тепла и такой шаг может стать источником неверной информации об утечке масла.
Причины: либо сильное напряжение собранного амортизатора, либо несоосные точки крепежа. Результат: износ уплотнения и направляющей штока поршня и, как следствие, утечка масла и потеря мощности. Примечание: амортизатор нужно затягивать до упора только на автомобиле, стоящем на колесах.
Причина: при сборке для удержания штока использовался цанговый (газовый) ключ, что привело к повреждению поверхности штока поршня. Результат: шток поршня своей поврежденной поверхностью разрывает уплотнение, что ведет к утечке масла и потере мощности. Примечание: в качестве опоры для штока поршня использовать только предназначенный для этого специальный инструмент.
Причиной посторонних шумов при работе амортизатора не всегда является его неисправность. В таких случаях рекомендуется проверять подвеску оси моста, сайлент-блоки стабилизатора поперечной устойчивости, крышки, а также проверить, не являются ли источниками шума предметы в багажнике.
Причины: обычный износ в результате большого пробега; износ в результате попадания песка (эффект наждака); износ в результате длительной езды со слишком большим дорожным просветом при неправильно отрегулированном уровне пневматической подвески. Результат: шумы (грохот, стуки).
Причина: не обеспечен необходимый момент затяжки. Результат: зазор между втулкой и вершинами профиля резьбы.
Причина: не обеспечен необходимый момент затяжки. Результат: зазор между втулкой и вершинами профиля резьбы.
Причины: не обеспечен необходимый момент затяжки; было использовано старое резьбовое соединение; не были использованы комплектующие (резиновое кольцо). Результат: вставка амортизационной стойки стучит внутри амортизационной стойки.
Причина: не установлена крышка. Результат: шумы от работы амортизатора слышны более отчетливо. Примечание: крышка служит для глушения обычных шумов от работы амортизаторов.
Причина: навесные детали шарнира смонтированы не полностью. Результат: зазор в шарнире; резина в шарнире натянута слишком сильно. Примечание: необходимо обеспечивать предусмотренный момент затяжки и учитывать правильную последовательность при монтаже деталей шарнира.
Причиной механического повреждения амортизатора является: авария; неправильная сборка. В случае обнаружения механических повреждений амортизатора необходимо проверить: соответствие осевых размеров заводской документации; наличие повреждений на осях и в точках крепления амортизаторов.
Причины: искривление штока поршня; слишком большое механическое напряжение, например, как следствие аварии. Результат: шток поршня заклинивает в направляющей.
Причины: амортизатор собран со слишком большим моментом затяжки; крепежная гайка затянута со слишком большим моментом затяжки. Результат: слишком сильное механическое напряжение материала. Примечание: никогда не использовать пневматический или ударный гайковерт.
Причины: концевой ограничитель хода рессоры поврежден или отсутствует, например, в результате аварии. Как следствие, амортизатор выполняет функцию концевого ограничителя, что приводит к его перегрузке: либо неправильная регулировка пневматической подвески, либо перегрузки в результате эксплуатации в сложных дорожных условиях. Результат: амортизационные свойства частично или полностью отсутствуют, автомобиль «плывет», возникают шумы.
Современные конструкции подвески представляют собой сложные комплексные системы, включающие: рычаги ведущих колес, быстродействующие амортизаторы, высокоточные резино-металлические подшипники. При правильной работе сопрягаемых деталей амортизаторы обеспечивают длительную и надежную работу.
Изношенные подшипники амортизаторов могут привести к появлению шумов и часто являются причиной механических напряжений амортизаторов вследствие изгиба. Это в свою очередь, ведет к преждевременной потере амортизатором герметичности.
Рекомендации по эксплуатации амортизаторов следующие. Не допускать эксплуатации амортизаторов с изношенными ограничителями хода и защитных или гофрированных кожухов. Износ и загрязнение этих деталей оказывают отрицательное воздействие на работу амортизаторов. Заржавевшие пружины, негативно влияющие на стабильность езды и работы подвески, необходимо немедленно заменить.
Причины: естественный износ; трещины и смещения в результате перегрузок; попадание грязи в шаровой подшипник; выход из строя в результате неправильной сборки или неправильной последовательности при установке деталей.
Причины: естественный износ; износ в результате попадания крупных частиц грязи; механические перегрузки; разлом пружин; неправильно установленный дорожный просвет. Результат: части ограничителя хода амортизатора могут заклиниваться между уплотнением и штоком поршня, что ведет к потере герметичности амортизатора.